суббота, 18 июня 2016 г.

Стендап-фестиваль 2016 (выступления №72, 73)

Внимание! Тут многабукаф, моих размышлений и прочего разного-всякого. Будьте готовы. 
И ещё, я пишу тут только то, что запомнилось МНЕ и что я пропустил через СЕБЯ. Так что всё тут максимально субъективно.

Пожалуй, начну с самого начала...

Я поехал на стендап-фестиваль для того, чтобы выполнить 3 задачи:
1. Проверить новый материал, а именно "историю" (не знаю насколько тут уместно слово "storytelling").
2. Пообщаться с кучей старых и новых знакомых из разных городов.
3. Сбросить с себя хандру и упаднические настроения.

И все эти три задачи я выполнил. 

Наверно сейчас кто-то скажет: "А разве ты не хотел, чтобы тебя взяли в новый проект - ОТКРЫТЫЙ МИКРОФОН НА ТНТ (ТА-ДААААМ!)?"
Не буду лукавить, в своем воображении я рисовал радужные картины того, как в свете софитов ко мне на встречу бегут все стендаперы с ТНТ и целуют мой трон, но в реальности четко осознавал тот факт, что с таким уровнем подготовки как у меня, не стоит рассчитывать даже на мимолетный благосклонный взгляд.

Итак, обо всём по порядку.


Вместо предисловия.


Весь этот год я ловил себя на следующих мыслях: "СТЕНДАП В УЛЬЯНОВСКЕ В ПОЛНОЙ ЖОПЕ! КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ ПО-НАСТОЯЩЕМУ СМЕШНОЙ МАТЕРИАЛ? КАК ВСЕ ЭТО РАЗВИТЬ? Я БОЛЬШЕ НИЧЕГО НЕ ХОЧУ ДЕЛАТЬ!"
В общем, благодаря моей депрессии и упадническим настроениям весь этот год мы (наша маленькая Ульяновская стендап-тусовка) выступали очень редко и очень вяло. Я вообще ничего не хотел делать. Хотел только лежать, поджав под себя ноги и слушать аудиокниги о хорошей жизни, в которой не надо напрягаться.

Но каким-то образом я таки заставил себя подать заявку на стендап-фестиваль.
Потом мы списались с Егором Александровым (комиком из Воронежа) и решили, что поедем вместе - я и их большая стендап-тусовка (с Ульяновска кроме меня никто не поехал, т.к. сессия-работа и прочие отмазки).

Пришел день икс, я взял отложенные 10 тысяч рублей, купил билет на поезд, собрал рюкзак и поехал.

Воскресенье. Перед фестивалем.


Приехал в воскресенье, познакомился с ребятами, заселились в хостел и пошли в стендап-клуб №1. Там был открытый микрофон с 20-ю участниками, который вел Саша Долгополов
Я много слышал о том, что это самый тяжелое место с самой тяжелой публикой, где ничего и никогда не заходит (да, даже твои самые лучшие КВН-ские болты).

Но, приехав туда, я увидел немного иную картинку. Опенмик проходил на втором этаже, где не было партерной рассадки, а были отдельные столики с креслами. В зале было примерно человек 50 (по моим часто-подвирающим ощущениям). И почти все зрители были стендаперами, которые приехали проверить материал перед фестивалем.

И их ждало разочарование. Редко какой материал заходил, в основном все уходило в гнетущую тишину. И смех зрителей слышался только над по-настоящему сильными шутками и позорным лажанием. А также над репликами, типа: "ЭЙ, НУ ВЫ ЧТО? В МОЕМ ГОРОДЕ Я С ЭТИМ МАТЕРИАЛОМ ЗАЛЫ РАЗРЫВАЛ! ДА ЭТО ЖЕ ЗАХОДИЛО В МОЕЙ МУХОСРАНИ!"
Кстати, смешнее всех был ведущий. Санька разрывал своей импровизацией.

Больше всех из выступающих мне запомнилась местная легендарная фрик-гёрл Светлана Геннадиевна, которая произнесла порвавшую меня подводку "Есть же люди, которые работают на мясокомбинатах?" Почему она порвала? Потому что была произнесена в утвердительной форме, вместо вопросительной (да, у меня странное чувство юмора).

А также был еще один парень, который рассказывал печальную, душещипательную и одновременно мерзкую историю о том, как бабушка его заставляла отрубать петуху голову тупым топором. Весь цимес истории был в том, что она заканчивалась грустной, но эпичной фразой: "А потом мы ели суп". Эта фраза же сразу стала нашим локальным мемом. 

Затем мы поехали в хостел, купили еды и обсудили опенмик. А потом мы ели суп.

И вот мои мысли по поводу того, почему все на этом опенмике было так грустно:
1. Полный зал комиков. Комики - самая отвратительная аудитория. Вместо смеха после шутки, их воспаленный мозг начинает её передобивать, обсасывать все тонкости сетапа, а у некоторых и просто завидовать. Что, конечно же, мало располагает к смеху.

2. Не партерная рассадка. Все сидели за столиками и была очень маленькая заполненность зала.

Понедельник. Первый день фестиваля.


Ночь была тяжкой. Первые полночи мы знакомились друг с другом и травили байки, а оставшиеся 4 часа честно спали. Встали примерно в 7 часов утра, собрались и поехали ДК МАИ на Дубосековскую, где собственно и проходил фестваль. По пути встретили самарских ребят - Гошу Белобородова и еще одну девушку, которую я не знаю.

После того, как я вошел в зал, меня удивили некоторые вещи. Например, довольно подробная анкета, которую МЫ УЖЕ ЗАПОЛНЯЛИ при электронной регистрации. Но в этой анкете было несколько кхм-кхм странных вопросов, типа "Служили ли в армии? Если нет, то почему? Если да - род войск, адрес части и национальность старшины (про старшину - шуткую, но такие подробные расспросы про армию сразу же вызвали мысль о том, что этот вопрос писал Руслан Белый). Также были вопросы о том, почему начали заниматься стендапом, просьба написать самый крутой момент в твоей жизни и прочее-прочее-прочее.

После заполнения анкеты я встал в очередь на регистрацию для выступления, где я узнал, что хоть и по электронной регистрации я числился по номеру 122, но выступать буду 101-ым.

Спустя еще часик, нас всех запустили в огромный зал на много-много мест.

Такая давка, такая давка

Ну вот как-то так

Организаторы не стали томить с ожиданием. Представили жюри, рассказали для чего проводится фестиваль, пригасили ведущего (кажется, первым был Ваня Абрамов, но мне кажется, что путаю) и пригласили выступать первого человека... иииии... открылся вход на днище стендап-комедии. Почему именно на "днище"?

Потому что 80% выступающих были "ниже среднего", а некоторые и вообще нулевого уровня. Естественно, весь зал устал и максимально просел уже после 10-го выступающего.
И учтите, это был зал ПОЛНЫЙ КОМИКОВ, КОТОРЫЕ ГОТОВЯТСЯ ВЫСТУПАТЬ. Естественно ВЕСЬ ДК МАИ был пропитан атмосферой ужаса, напряжения и нервов. В промежутках между шутками можно было слышать гул сжимающихся анусов.

Лично мне на это было больно смотреть. Почему? Потому в каждом лажовом выступающем я видел себя. Я видел те ошибки, которые делал и до сих пор делаю сам. Ошибки в написании шуток, ошибки в подаче, ошибки в работе с микрофоном. Ошибки во ВСЁМ!
Также дико бесили те, кто продолжал выступать после звонка (после того как проходило 3 минуты, звучал звонок). Почти каждый сраный стундупер считал своим долгом сказать весь свой материал ПОЛНОСТЬЮ, не обращая внимания на то, что до этого он вообще не заходил.

Но надо отдать должное жюри - они иногда вырубали фриков и тех, кто полностью терялся на сцене. А также тех, кто начинал нести чушь и ахинею. Спасибо им за это. 
Но фрики порой доводили зал до истерики и аплодисментов стоя. Так что было очень весело.

Сцена с двумя микрофонами. На тот случай, если один устанет.

Сам я выступал после обеда. И пока я ждал своего выступления, пришлось испытать весь спектр эмоций:
1. "Да тут все лажовые, да я сейчас выйду и разорву!"
2. "Черт, нужно дописать материал! В нем есть парочка слабых моментов!"
3. "Мой материал ГОВНО! ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ? АААААААА!"
4. "Чертов эвернот завис, а значит я не смогу написать новый материал из старых проверенных болтов! МОЯ ИСТОРИЯ НЕ ЗАЙДЕТ, ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ!"
5. "Сейчас я выйду на сцену и выскажу им всем, что они говно. Я буду все три минуты стоять и орать, что они говно и пусть меня выносят охранники. Все они должны знать!"
6. "Так, паспорт на месте, кошелек тоже. А это значит, что я прямо сейчас смогу убежать на вокзал и УЕХАТЬ ОБРАТНО В УЛЬЯНОВСК! К ЧЕРТУ ЭТИ ВАШИ ВЫСТУПЛЕНИЯ!"
7. Успокойся. Все дело не в твоем материале, не в выступающих, не в жюри и в ни в чем другом. Все дело в тебе. Успокойся. Просто выйди на сцену и кайфуй.

И случилось чудо. После того, как был объявлен мой выход, я выбежал на сцену и почти что без запинок и уверенно рассказал свой материал (хотя до этого просто не мог проговорить его без дикого тупняка). В итоге я получил несколько совсем маленьких смешков и одни жидкие аплодисменты. Убежал я со сцены до звонка.

Вот что про меня написали в прямой трансляции. Эх.

И я стал совершенно спокойным. Почти что всё оставшееся время я был занят тем, что не осознавал себя и блаженно наблюдал за происходящим.
После моего выступления ко мне подошел Илья Якямсев и мы немного побеседовали. Он сделал парочку замечаний, а также дал некоторые советы по моему выступлению. Кажется, было следующее:
- лучше бы я взял свои старые шутки и прогнал их тут, тем самым избавившись от них;
- история интересна, но плотность шуток должна быть выше;
- в паре моментов должны были быть подводки получше;
- а в целом хорошо, интересно наблюдать за моим развитием.
Вроде всё было так, если все правильно помню.

После того, как все закончилось, мы остались на сет-лист и увидели как лажают на сцене даже матерые стендаперы с ТНТ :) Я тоже вышел на сцену, мне достались темы "нобелевская премия по физкультуре" и "порно-сериал", которые я залажал.

Но, как сказал Слава Комиссаренко, лажать на сет-листах - это норма, т.к. сет-лист является чуть ли не самой сложной формой комедии. И вообще, сет-листы очень полезны, т.к. заставляют тебя "крутить" тему в разные стороны, тем самым развивая твой ленивый мозг.

Ночью, когда мы вернулись в хостел, я решил сделать репост открытого микрофона в Алиби, чтобы была возможность выступить на следующий день. А потом мы ели суп.
Спасибо большое моему новому московскому другу - Владу Николаеву, который мне и предложил эту идею (про Алиби, а не про суп).

Вторник. Второй день фестиваля.


Спал снова 4 часа. Утром поехал на ДК, чтобы посмотреть на Воронежских ребят и других знакомых. 

Место, в котором ты должен был стоят, отмечено крестом. Ага. Крестом.

Кстати, в нашей тусовке снова родился новый прикол: если сказать любую фразу, а потом добавить "если вы понимаете о чем я", то эта фраза сразу же приобретет двойное значение (если вы понимаете о чем я). После данного открытия мы стали выдумывать интересные подводки. Лично я придумал: "я люблю слушать шипение газировки. Если вы понимаете о чем я". Было смешно.

А ещё я таки встретил Маргариту Якобсон и впервые пообщался с ней. А то 2 года знали о существовании друг друга и ни разу не виделись. А ещё я ел вкусную шаверму. Но не такую вкусную как суп. Также потусил с Юрой Соколовым из Сыктывкара и Сашкой Устиновым, который перебрался из Сыктывкара в Питер и теперь активно его штурмует.

Когда я пришел в Алиби, то внезапно для себя понял, что это не огромное пугающее место, как мне показалось в 2014 году, а маленький и душевный бар в центре Москвы. 
Пока мы с Кириллом Герасимовым ждали своей очереди, то успели познакомиться с одним крутым стендапером с Латвии (кажется с Латвии, но я всё равно забыл имя; но помню что он внешне сильно напоминает Луи Си Кея), встретить моего старого знакомого Мишу Босова, снова пересечься с Сашкой Долгополовым и Витей Школьниковым.

Выступление прошло своеобразно. Я слил свой старый материал, чем был доволен. Потому что от него избавился. Ура. Начинаю с чистого листа.
После всего этого я побежал обратно в ДК МАИ, чтобы успеть на лекцию от резидентов стендапа на ТНТ. Опоздал минут на 30-40, но со слов ребят, ничего такого интересного не пропустил. Вошел в зал и сразу же услышал примерно такие слова от кого-то из жюри: "ЧТО? ОСТАЛОСЬ 20 МИНУТ, А ТЫ СПРАШИВАЕШЬ КАК ТЕБЕ НАУЧИТЬСЯ ШУТИТЬ НА ПОШЛЫЕ ТЕМЫ? ДА ИДИ ТЫ НА ХУЙ!" Мне сразу же понравилось.

По ходу беседы я делал кое-какие заметки, так что выложу их чуть позже (как только расшифрую). 

Спать лег в 3 часа утра. Потому что ел суп.

Воронежская туса

Среда. Третий день фестиваля.


Проснулся в 11 часов. Узнал от Воронежских ребят, что храплю (но не сильно, а даже мило). Весь день ходил вялый и ничего не соображал. Поехал на вокзал, взял билеты на 19:00 (потому что поездов до Ульяновска ночью не было, а уезжать на следующий день в 12:00, чтобы приехать в пятницу в 3 утра, поспать 3 часа и идти на работу- не было желания). Поехал в книжный магазин Фаланстер, но там не было тех книг, которые я искал.

Поехал обратно к ДК, немного потусовался с ребятами. Внезапно встретил Владимира Степаненко, который приехал с далекого Харькова. Попрощался с Воронежскими и сел на поезд. Когда уезжал, то было немного обидно, что не остаюсь на стёб фестиваля. Эх. В тот день даже супа не поел.

Жаль, что не попал. Жаль

Выводы

После фестиваля Я понял:
1. Истории - вполне реальный жанр для стендапа. Надо только уметь их писать. Так что учись.
2. Обязательно выступай в других городах. Это поможет тебе в развитии. А еще выступай в Москве, т.к. там самый искушенный и строгий зритель. И только там ты можешь понять, что по-настоящему смешно, а что нет. И ещё, в провинции теплый зритель, т.к. он смеётся над всем, что даже отдаленно напоминает стендап, потому что на безрыбье и рак - рыба.
3. Выступай в разных местах в своем городе. Опять же для того, чтобы увеличивать популярность стендапа и пробовать разного зрителя.
4. Не бойся лажать. Чем больше лажаешь, тем лучше становишься (при том условии, если ты не дебил и можешь анализировать свои выступления на пример ошибок).
5. Как можно чаще выступай первым.
6. Индивидуальность, неповторимость  - залог успеха. Потому что, как показал фестиваль, каждый второй стендапер косплеит если не Усовича, то кого-нибудь другого из стендапа с ТНТ.
7. Смотри стендап на ТНТ для общего развития, но пример бери с западных комиков.
8. Выступай как можно чаще.
9. Кайфуй на сцене.
10. Учи материал. Бумажки для тех отсталых, кто не может запомнить 3 минуты текста.
11. Хватит использовать шаблонные стендаперские фразы "...и это странно/глупо/тяжело/страшно", "а вас не бесит...", "можно поаплодировать", "просто", "как бы", "а вообще", "чтобы вы понимали", "сука", "вы никогда не задумывались", "и это пиздец!" и т.д. и т.п.
12. Хватит использовать заеженные стендаперские темы: "у меня сын/дочь/два сына/сын и дочь/дочь и дочь...", "я живу с родителями", "первый секс", "БЫВШАЯ", "геи", "моя девушка, мой парень", "женщины не такие как мужики" и т.д. и т.п.
13. Не тереби, блядь, шнур. Оставь его в покое.
14. Не ори, блядь, в микрофон. Уши кровоточат.
15. Не надо лечить зрителя. Из тебя вряд ли получится второй Карлин.
16. Хватит говорить "спасибо" после аплодисментов, это непрофессионально.
17. Хватит говорить "спасибо"с намеком на аплодисменты.
18. ПАНЧИ! НУЖНЫ ПАНЧИ! Если ты решил вставить отыгрыш вместо панча, то ты актер, а не стендапер. А если в твоем отыгрыше есть панч, то ты понял схему.
19. Читай книги. Разные книги. Чем больше, тем лучше. Потому что Джуди Картер - не панацея.
Кстати о книгах, прочитай это:
- Джек Лондон "Мартин Иден"
- Стивен Кинг "Как писать книги"
- Скотт Седита "Восемь комедийных характеров"
20. Хватит быть боязненным и нерешительным. Жизнь одна. Действуй. Пробуй новое.
21. Поешь суп, если ты понимаешь о чем я.

И напоследок. Хочу выразить огромную благодарность тем, кто со мной общался, кто мне помогал и кто в меня верил. Отдельно поблагодарю свою девушку, которая дома проводила целые колдовские ритауалы, лол.

Также желаю удачи всем тем, кто таки прошел в передачу "открытый микрофон". Вы крутые, ребят!

Что я буду делать дальше? Развиваться. Читать. Много читать. Выступать. Ездить в другие города и выступать там. Пробовать ипровизацию. Лажать. Рвать и снова лажать. И снова рвать. 
Может быть даже в следующем году уеду в эти ваши столицы (но это пока что мечты)...

моё маленькое послание

1 комментарий: